Каждому человеку необходимо время покоя и тишины. Часто в школах тишина ассоциируется с наказанием и подавлением естественной природы детей, когда детей заставляют сидеть молча. Тем не менее исследования показывают, что когда дети овладевают практикой «добровольного», творческого молчания, в школе повышается успеваемость, внимание на уроках, снижается уровень плохого поведения, улучшаются взаимоотношения.
Мастерская сказок и игр под руководством Друбецкой Л.А. регулярно проводит занятия с детьми по саморегуляции. Вот одно из таких занятий.
Сказка о Минутках Тишины
В одной школе были очень шумные дети. Вообще-то во всех школах дети шумят, но здесь они шумели особенно и постоянно, и не только на переменах, но и на уроках шум был несмолкаемый. От него уставали все: учителя, директор, родители и сами дети.
Однажды директор собрал всех учеников в большом зале и представил им небольшого человечка в остроконечной несовременной шапочке. Еще на нем была синяя накидка и синие башмачки. Увидев его, дети стали громко смеяться, потому что он показался им очень смешным. Они так смеялись, что некоторые даже упали на пол от смеха. Человечек смотрел на них и улыбался. Было видно, что не сердится и не обижается за их смех. Он смотрел и смотрел, и дети постепенно стали замолкать. Наконец в зале воцарилась полная тишина, и тогда он заговорил тихим голосом.
«Дорогие мои смешливые дети, я так рад с вами встретится. Я так долго ждал этой встречи. И принес вам подарки».
Волшебник вытащил из рукава синий платочек и взмахнул им, и в воздухе появились Минутки Тишины, похожие на звездочки. Зазвучала тихая музыка, и Минутки Тишины стали танцевать Танец Тишины. Дети заворожено смотрели на них, а Минутки остановились перед каждым ребенком, а потом попрятались в их карманчики.
Волшебник сказал: «Они будут с вами и каждый час в течение минуты будут танцевать свой Танец Тишины. Это и есть мой подарок вам. Этот танец сделает чудо. Учителя станут спокойными и радостными, ученики умными и послушными, а родители — счастливыми».
Сказав так, волшебник исчез, а спокойные дети пошли по своим классам.
Задание: Придумайте игры и упражнения про минутки Тишины, например:
1) «1-2-3, морская фигура, замри!»
2) «Минутка тихой звезды» (в течение минуту надо смотреть на нарисованную звезду)
3) по команде «Минутка тишины» все замирают и не двигаются в течение минуты и т.п.
Подобные игры мы используем постоянно в своей практике, обучаем детей и педагогов проводить и создавать игры Тишины.