УМНАЯ ДУША КАК КУЛЬТУРНЫЙ КОД СОВРЕМЕННОСТИ

Спеши к цели и, оставив пустые надежды, сам,
пока еще не поздно, приди себе на помощь, если
только ты сколько-нибудь заботишься о самом себе.
Марк Аврелий

Цивилизация, сегодня проходя путь прогресса, теряет на своем пути ВСЕ, что наработала — рушится семья как основа социума, в семьях — дети воюют с родителями, братья друг с другом, сея раздор не только в обществе, НО И В МИРЕ, в котором, естественно и решительно меняется модель мира и его картина, способы познания. Человек живет в тягостном мире комфортности «ибо все противоестественное – тягостно», говорил еще Платон в диалоге «Тимей».

Сегодня человеческую ситуацию социологи и философы характеризуют как ситуацию распада, аномии, стремления к разрушительности жизни, противоборство человека с природой, выпадения из подлинной реальности.

Ученые перемещаются от вопрошания понимания истории реальности, к тому, как человек и общество переживают ее в опыте. Сегодня научные открытия и источники сообщают нечто, чего мы не ожидали, а порой даже то, что противоречит концепту смысла. Главное, что стоит быть осторожными в отношении наших предубеждений.

Мы живем в новую эпоху и вместе с тем все это мы проходили много раз.

Но есть новые тенденции, среди которых главная – мы стали думать об обществе как о чем-то, созданном людьми. Это стало частью культурной истории, осознали, что у истории можно чему – научиться.

Старая сократовская схема «знание есть добродетель» продолжает работать не только у Аристотеля. Теперь проблема – в выборе знаний, которые дают эту добродетель. Критерий отбора один – полезность для жизни свободного человека, т.е. для воспитания в нем способности наполнено и культурно проводить свой досуг. Мы не рождаемся добродетельными, добродетель не развивается в нас без нашего участия. Чувства утраты и ностальгия о прошлом, безусловно связаны с мрачным взглядом на настоящее. Эти чувства связаны с разными взглядами на интеграцию, с фрагментациями знания, с потерей веры в линейный прогресс истории, связывая «прошлое, настоящее и будущее языком казуальности». [1]

Основными носителями правды и реальности стали СМИ и телевидение (в России 98% населения получают информацию только с экрана ТВ), с его помощью политики управляют своим народом. Духовными лидерами становятся «медийные лица» – они носители ценностей и информации, они агенты влияния, организаторы нашей жизни и досуга. Они скульпторы ЛИЦ ЭПОХИ.

Ученые отмечают, ЧТО:

1. Сегодня стало явным, движение цивилизации – от ДИКОСТИ К ПОШЛОСТИ, и все титанические усилия ГРАЖДАН нейтрализуются в виде курьезов, а утилизируются в качестве шоу, преподносимых телевидением.

2.Быть благожелательным и добродетельным стало очень сложно и не всегда удободостижимо.

3. Мир сегодня суетлив, добрых помышлений мало. Человек стал более склонен к вещественному, чем к духовному, к развлечению, чем труду, к невоздержанности.

4. У человека вместе с тем много желаний, хотя и терзаний не меньше, наполняющих душу сомнениями и смятением.

В свое время Л.Н. Толстой в «ИСПОВЕДИ» описал свой сон, в котором ему видится, что он висит над бездонной пропастью, и понимает, что если будет смотреть вниз, то соскользнет в бездну. И он начинает смотреть в небо – и сосредоточенность на бездне вверху спасает его от ужаса перед бездной внизу.

НЕБО СПАСАЕТ ОТ УЖАСА ЗЕМЛИ!

Это уникальное свойство классической культуры: высокое небесное и при этом вера в силу и мудрость земного и, даже готовность служить ему, служит спасением ЧЕЛОВЕКА.

Урок великого гуманиста Толстого о том, что социальный прогресс невозможен в отрыве от неба и земли, от метафизического и первозданного — цивилизованный мир пропустил мимо ушей.

Человек заблудился не только в реальном существовании, но и в сетях своего внутреннего неблагополучия и пустоты.

Всегда было принято считать умными тех, кто много читал и много знает, но, чаще всего – умны не те, кто много прочитал умных книг и многое видел, а те, на мой взгляд:

1. У КОГО ДУША УМНАЯ.

2. Кто по жизни заботится о ДУШЕПОЛЕЗНОМ и ДОБРОМ, делает добрые дела с БЛАГОДАРЕНИЕМ, ибо наша Душа готова встречать сложности, преодолевать их, только тогда, когда понимает, что все идет на пользу.

3. ДУША, которая может умно рассудить, что добро, что зло и ЧТО помогает избежать злого и душевредного.

Именно этих людей считали и считают умными, ибо они благодарны Сущему за все, что происходит с ними. На мой взгляд, в этом и есть – покой и ум ДУШИ.

4. Всегда считалось, и это было ценностным ориентиром, если человек «крашен образованием и добродетелью – он счастлив».

5. «Человекотворцами» считали тех, кто успевает при этом смягчить нрав необразованных и заставит полюбить науки и образование. Тех, кто приводит других к добродетельной жизни потому, что они как будто воссозидают людей.

БЛАГОРОДСТВО ДУШИ, ЕЕ БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬСТВО ОБНАРУЖИВАЕТСЯ В ЕЕ БЛАГОНАСТРОЕНИИ И ЛЮБВИ.

Именно потому ДОБРОДЕТЕЛИ – НЕЗЛОБЛИВОСТЬ, ТВЕРДОСТЬ, ЦЕЛОМУДРИЕ, ТЕРПЕНИЕ, ИНТЕРЕС К ЖИЗНИ И ЛЮБОВЬ – НАШЕ ДОБРОЕ ЖЕЛАНИЕ. Этим живет и этим же терзается душа, если она отходит от ЛЮБВИ именно поэтому и для этого существует ДОБРОТОЛЮБИЕ (в переводе с греческого – это любовь к прекрасному, возвышенному, доброму – в истолковании сокровений Всевышнего).

«Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная выбирающая сила в жизни. Жизнь подобна огромному, во все стороны бесконечному потоку, который обрушивается на нас и несет нас с собою. Нельзя жить всем, что он несет; нельзя отдаваться этому крутящемуся хаосу содержаний. Кто попытается это сделать, тот растратит и погубит себя; ибо он погибнет во всемешении. Надо выбирать: отказываться от очень многого ради сравнительно немногого…; Выбирающая же сила есть любовь: это она «предпочитает», «приемлет», «прилепляется», «ценит». Бережет, домогается и блюдет верность». [2]

P. S.
В конце хотелось бы напомнить знаменитую фразу дельфийских мудрецов «Познай самого себя». Она содержала и несет по сей день главный смысл нашего существования – забота о самом себе, работа над самопознанием, что предполагает отношение к себе, миру, ко всему на свете; постоянное наблюдение за самим собой; контроль за своим сознанием и воображением; использование практических навыков – техник медитаций и прочие рецепты самосовершенствования и позитивного мышления.

Генриэтта Гамалея,
профессор,
Гуманитарный Институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина

[1] Эва Доманска. Философия истории после постмодернизма. М., Канон, 2001. Линни Хант Поскриптум. С. 373
[2] Ильин И. Без любви (Из письма к сыну) // Школьная библиотека. 2007. № 4. С. 36.

Запись опубликована в рубрике Блог, Новое на сайте, Статьи с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий