Первопроходец тайги

Семен Климович Устинов – легендарный лесник. В  свои 78 лет он очень бодр и свеж. Не жалуется ни на память, ни на слух, ни на зрение. Только сердце барахлить стало.

Родом из старообрядческого забайкальского села, Семен Климович с детства впитал суть тайги, встречая отца-промысловика и участь рыбачить острогой. Во взрослой жизни, уже став матерым таежником и ночуя зимой у костра при минус 40,  ничего никогда не студил.

В свои 78 лет Семен Устинов продолжает водить в тайгу научные группы, являясь самым ценным работником Байкало-Ленского заповедника. Пишет удивительные по глубине книги: «Визит к Берендею», «Волчья песня», «Добыть зверя», а ныне и под руководством Валентина Распутина книгу о покорении Сибири казаками. Ему поручен район юга Байкала. Он признается, что не узнал бы и сотой доли о жизни каждого отдельного зверя без увлечения охотой, где далеко не всегда была цель – добыть зверя.

— Охота звала меня в лес, в горы и для того, чтобы еще повидать у дымящегося костерка звездные ночи, алые закаты, розовые рассветы. Послушать шелестящую тишину ночи, когда ты один во всем этом мире, и все что видишь, принадлежит только тебе…

Так получилось, что я привел к Семену Климовичу на его улицу Трактовую гостей из Москвы. Вначале он сослался на занятость, но когда увидел приветливее лица и горящие интересом глаза гостей, сразу пригласил к себе в дом. И начал рассказывать, точнее кратко упоминать о том и другом случае пребывания в лесу.

– Сызмальства я приучен отцом ходить по лесу в одиночку. Так проще себя сберечь, как ни странно. Никто и ничто тебя не отвлекает от встречи с каждой живой сущностью лесов. – Его взор лучится неподдельной добротой и сочувствием к каждому человеку, исконной части природы. На ПМЖ в Утулик Семена Климовича сподвигла его супруга-ровесница. Тут они уже десять лет. Прекрасно вписались в прибрежный болотистый лесок своим двором. Вскоре лесник хочет поставить настоящий чум на краю огорода, среди кедров. Из его дома можно прямо выйти к кромке Байкала! Если не побояться завязть в болотце. Самое главное в творчестве Устинова – пропускание всех событий через сердце. Не секрет ведь, что масса писателей сочиняет из головы, беря готовые блоки и додумывая. В книгах же Устинова каждая птичка-невеличка звезда. Даже выдра или росомаха описана как самая любимая сущность творца. Причем без приписывания своих чувств и мыслей им. Встречи с частым медведем и редкой рысью, повадками рыб переданы как часть безмерного родства, чудной сетью вплетающейся в незамысловатую ткань коротких рассказов. В них юный Семен не стареет и с ребячьим азартом изучает и приноравливается к каждой смышленой особи, где по следам, а где и пересечением узнавая их судьбу и нрав.

«Зимние ночи кабанов», «Лоси на озерах», «Медвежья погоня», «Поймать зайца» — это не только инструкция перевода лесной логики на язык обитателей городов, но и чуть ли не живое кино об образном предвосхищении каждого обитателя темных и влажных кущ. На радостях, мы скупили у Семена Климовича все его книги. Он был очень рад, особенно когда я отметил, что он относится к редкой породе авторов, прошедший и увидевших все то, что они не боятся предавать огласке. Наряду с Эриком Бутаковым, обошедшим Байкал.

Вообще, Утулик село знаковое. Прежде всего это исток того самого легендарного клубничного фестиваля, который взяла на пиар-сопровождение администрация города Байкальска. Затем тут живет масса творческих подвижников, художников, музыкантов, создателей садов, таких как Николай Осипенко и Анатолий Большаков. Если первый прививает самые неожиданные растения, включая сакуру и орхидею, то второй смог аж соорудил микро Байкал – вырыл во дворе пруд в форме озера, вмещающий 11 тонн воды.

Михаил Юровский

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий