Для самых начинающих писателей

Кротов В. Г. Пиши по-своему: Для самых начинающих писателей

М.: Ассоциация «Духовное возрождение», 2005. — 80 с. (Серия «Служение Слову»)

Для тебя или нет?

Хочется ли тебе порою что-нибудь сочинить?.. Тогда эта книга для тебя.

Что делать, если наступает сочинительское настроение? Если в голову приходят стишки или всякие истории? Или в голову ничего не приходит, но всё-таки хочется написать о чём-нибудь?
Здесь рассказано, с чего начинать. И как пользоваться всякими писательскими возможностями.
Чтобы узнать об этом — давай отправимся в путешествие по литературным волнам.

Давай познакомимся

Меня зовут Виктор Кротов. Я писатель, у меня вышло много книг: сказки, стихи и всякое другое. Много лет я занимаюсь с детьми, которые учатся сочинять. И уверенно говорю:
Можно замечательно сочинять в любом возрасте
Я знаю девочку, придумавшую первое стихотворение, когда ей не было двух лет. Встречал пятилетних сказочников. Читал мудрости шестилетнего мальчика. Занимался с семилетними авторами, с восьмилетними —и так далее. Здесь я позанимаюсь с тобой.
Правда, никакая книга не сделает тебя писателем или поэтом. Для этого нужно не написанное мной, а написанное тобой. Написанное так, чтобы было интересно. Я только попробую помочь.

Те, кто рядом

Для тех взрослых, которые рядом с тобой, в этой книге есть послесловие. Пусть прочтут. Ещё у меня есть для них отдельная книга: «Домашний автор». Там написано о том, как они могут помочь тебе научиться сочинять.
Но если у них не получается, не горюй.
Значит, надо самому.

Зачем сочинять

Что это значит: сочинять?

Сочинять — значит соединять слова так, чтобы им было хорошо друг с другом. Тогда они будут рады выразить наши настроения, мысли, фантазии.
Это очень увлекательно.

Важная игра

Сочинять своё — это отличная игра. Но ещё и удивительно важная! Ведь каждый человек создан по-особому. А значит — и ты. Ты можешь написать о том, о чём не напишет больше никто на свете.
И сегодняшняя жизнь у тебя — тоже особая.То, о чём ты напишешь сегодня, ты не сможешь написать через год. Всё уже будет по-другому.
Написать — значит сохранить навсегда то, что к тебе пришло сегодня.
Надо, чтобы было записано
Если ты сочинил что-то в уме и чувствуешь,   что получилось удачно, — надо это сохранить. Записать! Или попросить, чтобы записали.
Ведь записанное можно перечитать. Можно что-то изменить, чтобы стало лучше. Можно дать кому-то почитать.
Когда записываешь свои мысли, впечатления, выдумки — жить становится интереснее.

Да здравствует читатель!

Когда записано, можно дать почитать другому человеку. Вдруг ему тоже будет интересно? Значит, у тебя появился читатель!
Читатель — это гость, с которым разговариваешь на бумаге. А потом и просто можно поговорить, обсудить написанное.

Много всякой пользы

Сочиняя, лучше понимаешь мир, в котором живёшь.
Сочиняя, лучше узнаёшь свой собственный мир — который в душе.
Сочиняя, узнаёшь даже то, чего не видел. Для этого у нас есть воображение. Можно сочинять и небывалое. Для этого у нас есть фантазия.
Стоит попробовать сочинять. Чтобы написать по-своему о своём.
Написать то, чего никто другой не напишет.

Можно попробовать:

— Записать что-нибудь самое интересное, что пришло сегодня тебе в голову.
— Написать о каком — нибудь маленьком происшествии, которое ты видел.
— Выдумать необычное существо и описать его.

Игры в жанры

О каждом деле полезно узнать, как его можно делать. О сочинительстве тоже. Разные виды сочинительства называются так: ЖАНРЫ
Немного похоже на слово игры. Интересно— почему?
Может быть, потому, что у каждого жанра есть свои особенности. Это как правила игры, которые узнаёшь заранее. Правда, когда пишешь по-своему, любые правила можно нарушать. Лишь бы стало лучше, а не хуже.
Но прежде, чем нарушать, надо немного узнать о жанрах. Особенно о тех, которые лучше всего подходят для начинающего писателя.

Как придумать определение

Самый короткий жанр

Самый  короткий жанр — это афоризм. Афоризмами часто называют изречения великих людей. На самом деле это просто краткое необычное высказывание.
Среди разных афоризмов можно разглядеть ещё один жанр. Это афоризм-определение. Или просто — определение. Этот жанр нам особенно пригодится.
Определение — это когда ты говоришь о том, что означает какое-то слово. Но не так, как в толковом словаре, а необычно, по-своему.

Как в тире

Отличная игра — придумывать определения! Это можно делать быстро и метко, как стрелок в тире.
Сначала выбери какое-нибудь слово. Такое, чтобы тебе хотелось подумать о нём. В тире тоже сначала выбирают мишень.
Теперь попробуй объяснить это слово коротко и необычно. Не так, как объяснил бы учебник, а поинтереснее. Чтобы в определении был твой смысл.

Зеркало это Маша и Ашам.
Маша Тарасенко, 7 лет

Клоун — это весёлое чудо-юдо.
Ксюша Кротова, 5 лет

Разгадывание слова

Придумывание определений — эта так, iq игра в разгадывание. Ты по-своему додумываешься, что означает слово. И записываешь свою догадку.
Можно придумать определение-картинку. Или смешное определение.
Определение — это мостик к слову. И строишь его ты. По этому мостику пройдёт тот, кто прочитает определение. И увидит слово так;, как ты его увидел.

Лошадь высокие качели.
Таня Шопина, 6 лет

Метро дом быстрых кротов для людей.
Лёня Янушевич, 9 лет

Скорлупа — обёртка от яйца.
Даниил Горобец, 8 лет

Хорошо ли получилось?

Можно самому проверить, удалось ли тебе определение. Оно состоит из двух частей. Слева — слово. Справа — само определение. Закрой левую часть, слово. Прочти правую часть. А теперь подумай, можно ли догадаться, что за слово ты закрыл? Если можно (пусть даже с трудом), то всё в порядке. Если никак нельзя, значит, надо что-то добавить или изменить.
Например, если задуманное слово определить просто одним словом, то по нему не догадаешься, что задумано. Нужно добавить какие-то уточнения.
«Цветок — это красота». Это так. Но разве угадаешь, что словом «красота» мы определили именно цветок, а не лес или море? Вот если написать «цветок — это красота с лепестками» или «цветок — это распускающаяся красота», с лесом или морем уже не спутаешь.

 ,

Проверка на другом

Можно проверить, как получилось определение, на другом человеке. Ведь сочинителю всегда нужен читатель, чтобы посмотреть: интересно ли ему то, что написано.
Но если твоё определение пока не оценили, не унывай. Афоризм — это фраза для понимания не с первого раза. Гляди-ка, это ведь тоже определение! Да ещё с рифмой внутри. Что ж, так даже веселее.
Кстати, ты все определения в этой главе заметил?..

Свой словарик

Можно придумывать новые определения хоть каждый день. Самые удачные из них собрать в свой собственный словарик афоризмов-определений. А потом дополнять его новыми.
Это не только увлекательно, но ещё и полезно для писателя. Ведь ты учишься придумывать выразительные фразы.
Афоризм-определение можно придумать за одну минуту. Но это законченное литературное произведение!
Главное — не забыть его  записать.

Можно попробовать:

— Составить список из нескольких интересных тебе слов.
— Придумать своё определение для каждого слова в этом списке.
— Выбрать одно из слов и для него придумать несколько разных определений.

Как написать эссе

Самый свободный жанр

У каждого человека всегда есть о чём написать. Даже если только для себя самого. А если понравится другим, это уже дополните чь-ная удача.
Если просто попробовать написать — что тебе интересно, что тебе особенно важно, что ты думаешь, что переживаешь, — получится эссе. По-французски это слово означает «попытка». Ты просто пробуешь. Ты пишешь, как хочется. Полная свобода!..

О чем написать?

Можно написать о том, что тебе сейчас пришло в голову. А можно — о том, что тебе всего интереснее в жизни. О том, что всего важнее.
Можно написать о каком-нибудь происшествии. Об удивительном для тебя человеке. О марках, если ты собираешь марки, или о лошадях, если тебе нравятся лошади. О кошке, если любишь кошек, или о собаке, если любишь собак.
Можно написать о своём страхе (он будет не так страшен, когда о нём напишешь). О своей мечте (когда пишешь, она как будто Уже начинает осуществляться). О загадочном космосе или о крошечном камушке, лежащем на твоей ладони.

Есть ли правила для эссе?

Есть одно-единственное правило: писать свободно.
Оно кажется простым, хотя его не всегда легко выполнить. Но ведь эссе означает «попытка». Пробовать можно в любой момент и сколько угодно раз.
Надо просто дать перетечь своим мыслям — в слова. Как будто ты расчищаешь русло весеннего ручейка: чтобы он свободно тёк, куда хочет. Это и называется эссе.

Много или мало?

Угадай, какого размера должно быть эссе. Правильно — любого. Ведь это же свободный жанр.
Эссе может состоять из одной фразы. Оно может занимать десятки страниц.
Оно должно быть таким, чтобы суметь сказать самое главное, пока читателю не стало скучно. И уж тем более — тебе самому.

Определения эссе

Эссе — это когда пишешь о том, что тебе интересно.
Эссе — это когда пишешь так, как хочется.
Эссе — когда ощущаешь свободу сочинять по-своему. Словно лететь по небу куда угодно.

О себе

У меня есть любимый брат. Он учится на доктора. Когда я вырасту я тоже стану врачом. А ещё я буду хорошей мамой.
Настя Жучкова, 7 лет

Волшебный свет
Свет был синим и сверкающим. Свет был зелёным и таинственным. Свет был красным и радостным. Свет был радужным, а вокруг простиралась волшебная страна.
Вы думаете, это сказка? А это наша улица в ночь на Новый год! И волшебной её сделал новогодний салют. Вот было чудо!
Соня Шаталова, 8 лет

Не все равно как

Писать свободно — не значит как попало. Чтобы написанное было интересно другим, нужно всё оживлять своим интересом. Учиться писать вкусно, увлекательно. Учиться свободному полёту. Летать снова и снова.
Получается, что писать эссе — значит стараться быть свободным. И попыток у тебя столько, сколько захочется.

Можно попробовать:

— Написать очень маленькое эссе, а потом дополнить его другими мыслями и впечатлениями.
— Написать эссе о вчерашнем дне. О том, что в нём было примечательного для тебя.
— Написать эссе о том, что ты помнишь из раннего детства.

Как сочинить сказку

Самый чудесный жанр

Сказка — это чудесное происшествие. Когда сочиняешь сказку, можно писать самые необыкновенные вещи. Ты сам создаёшь свой особый мир!
Этот мир может быть совсем не похож на наш. А может быть похож. Но в нём всё равно произойдут какие-нибудь удивительные чудеса.
Не стоит тратить чудеса на ерунду. Пусть в твоём особом мире будет свой смысл. Может быть, этот смысл пригодится и для нашего мира.

Темы для сказок

Как придумать тему для сказки? Надо взять то, что тебе интересно, и превратить во что-то необычное. Но не обязательно тему придумывать! Ведь можно просто найти, о чём сочинить сказку. Например, среди случившегося сегодня или вчера. Даже самое маленькое событие может превратиться в чудо — с помощью волшебной палочки фантазии. Можно взять любой предмет, который оказался рядом (или просто пришёл на ум). Пусть с ним и начнётся удивительное происшествие.
Вот орешек, который может превратиться в орехового человечка. Вот кот, который умеет выполнять любые желания, только никто об этом не догадывается. Вот тебе опять дали нелюбимую кашу, но можно придумать страну, где она запрещена законом…
Можно вообще придумать планету, на которой всё устроено по-твоему. И пусть там происходит — ТАКОЕ!

С чего начать

Сказку можно начать с «Однажды…» или с «Жили-были…». Можно начать с описания главного героя или с описания места, где происходят события.
Ещё лучше начать с чего-нибудь необычного. Если сразу удивить читателя,он захочет узнать, что случилось дальше. Да и самому так интереснее сочинять.

Герои сказки

Сказочному персонажу стоит придумать особое сказочное имя. И не забыть рассказать хоть немного про его характер. И про его внешность.      |
Очень важно переживать за своего главного героя, сочувствовать ему. Тогда и читатель будет сочувствовать.
Кроме главного героя будут и другие персонажи. О них тоже полезно позаботиться. Как они выглядят? Какие у них внутренние особенности? Могут быть такие, что и сочуветедватьхим нечего, но описать всё равно надо.

Сказочная жизнь — тоже настоящая

Сказка — это игра, но самые важные вещи в ней такие же, как в настоящей жизни. Даже если герой смешной или странный, его сказочный подвиг — это всё равно подвиг. Горе всё равно будет горем, а радость — радостью.
Сочиняя сказку, мы как раз играем во что-то важное. В обычной жизни это важное не всегда разглядишь, а в сказке всё зависит от автора. Вроде бы всё выдуманное, а самое главное — настоящее.
Когда пишешь о своих героях, стоит подумать: а как бы ты сам поступил? А как бы поступил такой-то из твоих знакомых?..

Чем закончить

Пусть в сказке правда победит ложь, светлые одолеют тёмных, добрые окажутся счастливее злых. Но каждый раз это происходит по-особому.
Хорошо, когда сказка заканчивается какой-нибудь любопытной неожиданностью. Приятной или забавной.
Но самое главное — написать сказку так, как хочется. А потом уже посмотреть, что можно улучшить.

Смехомуки

Однажды на человека напал Смех. Сначала он щекотал его под мышками, потом повалил на диван, заставил болтать руками и ногами и громко хохотать. Смех не давал человеку закрыть рот.
Он его так мучил, что у человека заболел живот и из глаз полились слёзы. Но человек был доволен и почему-то мучителя не прогонял.
Ксюша Сысун, 8 лет

Маросляк 

Жил-был Маросляк. Он был похож на кусочек дождя, грязи и лужи. С него вечно капали капли, текли струи грязи.
Маросляк появлялся так неожиданно, что люди ничего не успевали сделать. Они начинали кричать/ и ругаться, так как все были облиты грязной водой. И люди за это очень не любили его.
А Маросляк не понимал, почему его все так отталкивают. Он обиделся и исчез. Превратился в моросящий дождь, слякоть и грязь. Люди пожалели, что обидели его, но было поздно. Вместо него остались капельки дождя.
Алёна Шаламова, 7лет

Выращивание

Сказка может быть небольшой, из нескольких фраз. Если хорошо получилось, можно её такой и оставить.
Можно и вырастить сказку. Для этого надо добавить в неё разные подробности, описания, забавные словечки. И дополнительные приключения. Добавить не для размера, а для интересности.
Сказка помогает творить чудеса. Твоя ручка становится самой могущественной волшебной палочкой.  Пусть эти чудеса будут не зря.

Можно попробовать:

— Написать сказку с масками — где в каждом персонаже будет спрятан кто-то из знакомых.
— Сочинить несколько маленьких сказок про одного и того же героя. С каждой сказкой ты будешь знать его всё лучше.
— Написать сказку про себя самого. Но так замаскироваться в ней, чтобы никто не узнал.

Как написать рассказик

Самый жизненный жанр

Рассказ — это кусочек жизни. Обычно это описание какого-нибудь происшествия. Тако-го, которое произошло или могло произойти .
Мы часто рассказываем о том, что случилось. Устно рассказываем, не записывая. Вот одну из таких устных историй можно взять. и записать. Сначала лучше написать коротко. Пусть будет не рассказ, а рассказик. Из него потом можно вырастить рассказ побольше. А можно сразу писать подробно.
Описать происшествие точно так, как оно произошло, невозможно. Всех подробностей не перечислишь, да и не нужно. Приходится выбирать: о чём сказать, чтобы было интересно.
Пусть тот, кто читает рассказ, сможет увидеть описанное. Мы рисуем подробностями, как красками.
Кстати, какая-нибудь краска-подробность из одного жизненного случая может пригодиться, когда мы пишем совсем о другом. Некоторые писатели даже накапливают в записной книжке всякие наблюдения, а потом используют в рассказах.

Было или не было

Хорошо, когда рассказ правдивый. Даже если той истории, про которую ты написал, не было. Главное — чтобы она могла быть. Чтобы всё было так, как и вправду бывает в жизни.
Но сначала проще написать о том, что случилось на самом деле. С тобой или при тебе.

Что, как и почему

В рассказе важно и что произошло, и как это произошло. А ещё — почему всё случилось так, а не по-другому.
Хорошо, если что, как и почему связаны друг с другом. Тогда читатель верит тому, что написано.
Бывает, что ты и сам не можешь сказать почему всё так произошло. Но рассказ все равно получится хорошим, если мы позаботимся о что и как.

Снаружи и внутри

Можно написать даже о самом крошечном происшествии, если оно интересно тебе самому. Но не просто написать, что было то-то и то-то. Надо передать, чем же это тебя заинтересовало.
У писателя особые возможности. Напри мер, заглянуть внутрь тех, о ком рассказываешь. Тогда мы пишем: «Он подумал…» иль «Она почувствовала…»
Откуда ты знаешь, что происходит внутри?  Оттого что сам переживал какие-то похожие чувства. Или сумел представить себя на месте другого.

Разговоры

Не забудь про разговоры! Когда наши герои разговаривают, это очень оживляет рассказ. Они могут спорить друг с другом или соглашаться, объяснять, угрожать или шутить.
Пусть каждый персонаж говорит по-своему. Чтобы по его фразам был понятен характер и отношение к жизни.
Через разговор можно описать и какое-то событие. Пусть один персонаж расскажет о нём другому. А другой ещё и вопросики позадавать может.

Три «У»

Стоит постараться, чтобы у рассказа были три «У».
Чтобы он был Увлекательным. То есть интересным для других.
Чтобы он был Удивительным. То есть необычным. Хоть немного.
Чтобы он был Убедительным. То есть чтобы всё — как в жизни.
В общем, чтобы он был У-У-У КАКОЙ!

Удивительная встреча

Мы шли по улице и слышим: сзади кто-то идёт.
— Привет! — услышали мы.
Я оглянулась — и тут же увидела вспышку фотоаппарата. Это был Сашка из нашего класса. Он меня сфотографировал.
Сашка пошёл в другую сторону, а когда он оглянулся, я показала ему кулак.
Ксюша Чуракова, 9 лет

Водосточные трубы

Мы с друзьями каждый день катаемся на трубах. Это очень интересно — ездить паровозиком по трубам.
Одна труба оказалась сломанной. Рабочие отдали её нам. Мы пробовали сделать из неё плавучую лодку, но у нас не получилось.
А потом рабочие начали вырезать из неё пилой игрушки. Нам это очень понравилось.
Миша Зельдин, 8 лет

Рассказ или рассказик — это твоя картинка, где нарисован кусочек жизни. Нарисуй его с аппетитом.
Увлекательно, удивительно и убедительно.

Можно попробовать:

— Написать рассказик о самом интересном происшествии за последнюю неделю.
— Написать о том, что было с тобой, но так, будто это произошло с придуманным персонажем.
— Сочинить рассказик о том, что ты услышал от кого-то другого.

Что такое стихи

Самый музыкальный жанр

Проза — это когда просто пишешь подряд и пишешь. А что такое стихи? Чем они отличаются от прозы?
Самое заметное отличие — это разделение на строчки.
Пока мы не делим то, что сочинили, на строки — это проза. А если нам важно, как звучит каждая строка и как они звучат друг за другом, — это уже стихи.
Стихи позволяют человеку выразить своё чувство, своё настроение. Этому помогает их музыкальность. Каждое стихотворение — немножко песня. Некоторые стихи и становятся песнями. Когда другой человек читает стихотворение, он обычно чувствует что-то похожее на переживание автора.

Сравнения и образы

В стихах, как и в прозе, можно рисовать словами. Но в стихах чаще используются сравнения. Например, мы и в прозе можем сказать, что облако похоже на снежную гору. Но в стихотворном виде это будет выглядеть особенно выразительно.
Благодаря музыке стихотворных строчек наше сравнение будет наполнено нашими переживаниями. Если нам весело, можно добавить к этому сравнению белых чаек, слетающих с облачной горы, как озорные лыжники. А если нам тревожно, можно сказать, что эта гора становится всё тяжелее и даже страшновато: не рухнет ли небо на землю. Когда сравнение становится такой особой картинкой, про него говорят: «образ».
Хорошо, когда в стихах много сравнений и образов. Чем они необычнее, чем лучше нам удаётся придумать их по-своему, тем интереснее стихи.

Размер

Можно в стихотворных строках подсчитывать число слогов и ударений. Если строки похожи этим друг на друга, то говорят, что стихотворение имеет свой размер.
У самых известных размеров есть особые названия. Те, кто изучает стихи, придумывают названия и для всяких других стихотворных особенностей.
Но когда начинаешь сочинять стихи, всё это знать не обязательно. Достаточно просто прислушиваться к тому, чтобы они звучали складно. Чтобы в них была музыка.

Рифмы

Ещё в стихах бывают рифмы. Это слова, похожие по звучанию. Рифмы тоже помогают музыке стихов. Но стихи не обязательно должны быть с рифмами.
Чаще всего рифмы ставят на концах строк, хотя бывает и по-другому.
Легко придумывать обычные рифмы, которые уже встречались в стихах много-много раз. Необычные найти труднее. Зато с ними стихи становятся интереснее.

Свободные стихи

Можно сочинять свободные стихи. Такие, где рифм нет (или почти нет). Такие, где строки не обязательно одинакового размера.
Такие стихи по-другому называют «верлибр». В них есть только разделение на строки и складное течение слов. Чтобы в каждой строке была музыка и чтобы музыка шла от одной строки к другой.
Не все взрослые знают про свободные стихи. А ты теперь знаешь. Поэтому не смущайся, если тебе скажут, что это не стихи — без рифм и размера. Если есть музыка и образы, то всё в порядке.
Если ты пишешь, разбивая написанное на строчки, это уже стихи. А чтобы они были лучше, постарайся, чтобы звучали певуче и чтобы в них были картинки из слов.

Можно попробовать:

— Написать маленькое эссе, в котором будут сравнения и образы. А потом разбить на строки и постараться сделать музыкальным, чтобы оно превратилось в стихотворение.
— Придумать такой стишок, который легко было бы распевать.
— Написать стихотворение, в котором было бы не больше пяти строк, зато был бы необычный образ.

* * *
Снег, зима.
На дворе в шесть часов вечера тьма.
Скучно мне.
Нельзя поиграть во дворе.
Как будто я в замке тьмы.
Не выбраться мне отсюда
До весны.
Неля Магомедова, 8 лет

Как искать рифмы

Разные рифмы

В рифме главное — чтобы в словах были похожи ударные звуки и кончики слов после них. Например, «кони» и «пони». А «копейка» и «попей-ка» — рифма ещё лучше, потому что здесь и до ударной буквы «е» в словах есть одинаковые части: «оп».
Чем больше одинаковых звуков в словах, тем «богаче», как говорят, рифма. А вот «трава» и «сестра» — хотя и рифма, но совсем «бедная».Ведь тут совпадает только последний звук.
Многие рифмы давно известны. Поэтому не надо хвататься за первую подвернувшуюся.
Хорошую рифму не всегда найдёшь сразу. Иногда приходится перебирать в голове много созвучий, прежде чем отыщешь особенно удачное.

Двустишие

Рифмы могу быть внутри строк или в начале. Но чаще всего в русских стихах встречаются рифмы на конце строк. Самое простое стихотворение с такими рифмами — двустишие.
Двустишие — это стишок из двух строк. Когда на концах этих строк стоят два слова в рифму, двустишие становится особенно звучным.
Поэтому на двустишии можно прекрасно тренироваться придумывать рифмы.

Рифма и смысл

В удачной рифме должен быть ещё и удачный смысл. Например, раз уж в двустишии строчки откликаются рифмой друг другу, в этом отклике должно быть что-то особенное. Хорошо, когда во второй строке встречается какой-то сюрприз, хотя бы маленький, какая-то неожиданность. Тогда рифма усилит эту неожиданность и сделает особенно интересной.
Бывает и наоборот. Яркий смысл двустишия оживляет даже самую обыкновенную рифму. Это тоже поэтическая удача.

Четверостишие

В стихотворении из четырёх строчек тоже обычно используются рифмы на концах строк. Но редко все четыре строки рифмуются одинаково. Обычно в четверостишии бывает две разные рифмы.
Четверостишие может состоять из двух двустиший, в каждом из которых своя рифма. Но могут рифмоваться первая строчка с четвёртой, а вторая и третья друг с другом. Рифмы могут идти и вперекрёст: первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой. Для соседних строчек (как в двустишии) стоит подыскать рифмы богаче, чем в строчках, отодвинутых друг от друга.
Четверостишие — это уже вполне солидное стихотворение. Ведь оно вдвое больше двустишия!

Загадка
Мягкие лапки,
На лапках — царапки.
Лиза Титаева, 8 лет

Большие стихи

Если научишься сочинять двустишия и четверостишия, то можно писать и большие рифмованные стихи. Ведь они могут состоять как раз из двустиший или четверостиший.
Хотя бывают и другие виды стихов. Какие — можно узнать из книг разных поэтов. Читая хорошие стихи, можно многому научиться. Не для того, чтобы писать так же, а для того, чтобы писать по-своему.

Радуга
Разноцветные цвета —
Это просто красота.
Висят вверху, не падают,
Нас с тобою радуют.
Ира Овчинникова, 9 лет

Писать стихи в рифму, начиная с двустиший и четверостиший, — увлекательное занятие. Особенно если не забывать обо всём остальном, что нужно стихам.

Можно попробовать:

— Сочинить стихотворение в несколько строчек с одной рифмой (когда все строки рифмуются  друг с другом). Хорошая тренировка  с забавным результатом.
—  Написать стишок из трёх двустиший. Пусть каждое двустишие будет с рифмой,  но чтобы друг с другом они не рифмовались.
— Придумать стишок, состоящий из четверостишия и двустишия.

Как написать трёхстишие

Снова о свободных стихах

Поговорим подробнее о верлибре. О стихах, в которых есть музыка и образы, но нет обязательных рифм и обязательного размера.
Такие стихи интересно сочинять, потому что в них можно выразить всякие оттенки своего настроения.
Один из самых чудесных жанров такого вида — это свободное трёхстишие. Всего три строчки составляют самое настоящее стихотворение!

Свободное трехстишие

Когда придумываешь трёхстишие, не надо тратить силы на поиск рифм и на подсчёт слогов и ударений в каждой строчке. Зато думаешь о том, чтобы оно складно звучало, чтобы в нём была картинка с настроением. Здесь важны переходы от слова к слову, от строки к строке.
Трёхстишие словно само помогает автору. Даже простые слова и строки наполняются в нём особым смыслом. Читатель чувствует не только сказанное, но и недосказанное. То, что переживал автор, когда сочинял трёхстишие.

Четвертая строка трёхстишия

У трёхстишия, кроме трёх строк, может быть и ещё одна: это его название. Название помогает понять стихотворение и что-то добавляет к той картинке, которая в нём нарисована.
Рифмы в свободных стихах не обязательны. И не запрещены. Правда, если уж рифма встречается, пусть лучше она будет внутри строк, а не на концах. Иначе трёхстишие будет или слишком звонким (если рифмуются все три строки), или неровным (строка без рифмы обидится). Но всё равно помни, что это свободные стихи, — и пиши как хочется.

Хокку или не хокку

Взрослый, который много читал, может сказать, увидев трёхстишие: «А, знаю, это хокку».
Хокку (или хайку) — так называются японские трёхстишия, известные давным-давно.
Но у японских трёхстиший много сложных правил. Да и сочинять их лучше по-японски.
Когда сочиняешь по-русски свободные трёхстишия, совсем не обязательно называть их японским словом. Так и объясни начитанному взрослому.

Все трёхстишия разные

Если тебе понравилось, сочиняй трёхстишия сколько угодно! Это очень подходящий жанр и для начинающего поэта, и для опытного. Но пусть все твои трёхстишия будут разными. Как и каждый день жизни.
Трёхстишие позволяет выразить самые тонкие переживания. И сохранить самое удивительное из того, что удалось заметить внутри и снаружи.

* * *
Речка замёрзла.
Русалки
Катаются на коньках.
Алёша Киященко, 6 лет

* * *
Смотрю в окно, как в пруд.
Вижу в пруду птицу.
Пруд прозрачный, а птица воздушная.
Ксюша Кротова, 9 лет

Можно попробовать:

— Сочинять трёхстишия о том, что видишь на улице: о птице, о дереве, о дожде. — Написать о том, что переживаешь внутри себя: о настроении, о мечте, об огорчении.
— Написать трёхстишия, в которых соединяется то, что видишь снаружи, и то, что чувствуешь внутри.

Что полезно всегда

У каждого литературного жанра есть свои особенности. Но есть и такое, что важно для пишущего всегда. В стихах и в прозе. В любом жанре. Даже если ты этот жанр придумал caм.
Это как витамины, которые нужны для жизни. Есть свои витамины для писательской жизни. И для читательской (писателю о них тоже надо знать).
Надо знать про писательские краски. И про всякое другое, без чего трудно сочинять по-настоящему. Так, чтобы было интересно и те-бе, и твоему читателю.

Как рисовать словами

Писательские краски

У художников есть разные краски: масляные, гуашевые, акварельные… Вот и сочинителю нужно уметь пользоваться разными красками. Чтобы читатель видел то, о чём мы написали.
У писательских красок тоже есть свои названия. Но разве в названиях дело? Просто надо знать про возможности. И учиться их применять.

Подробности

Мы уже говорили, что красками могут служить разные подробности. Они оживляют описанное событие, и место, где оно произошло, и всё остальное.
Иногда мы пишем об окружающих подробностях, но одновременно показываем с их помощью что-то другое. Например — что творится в душе того, о ком пишем. Если всё выглядит уныло, у человека в таком окружении скорее всего плохое настроение.
Даже одна-единственная подробность (или, как говорят, деталь) может оказаться очень выразительной.

Эпитеты

Замечательный вид словесных красок — эпитеты. Слова, которые говорят о человеке, о другом существе или о предмете: какой он. Весёлый, скучный, светло-зелёный, шершавый, скомканный, горький — это всё эпитеты. Добавляя их, мы раскрашиваем слова своим зрением и своим отношением.
Эпитеты — как аппетитные приправы — улучшают вкус всего, что мы сочинили. Хотя, конечно, надо не переперчить и не пересластить.
Важно найти для слова не такой эпитет, который все к нему всегда прилепляют, а свой собственный. Что яблоко румяное, вода прозрачная, а дождь проливной, говорили много раз. Сумеешь сказать по-другому?

Сравнения

Рисовать словами помогают и сравнения. Это такая игра в «что на что похоже» — не спортивная, а изобразительная.
Многие удачные сравнения давно уже поселились в нашем языке. Например, мы можем сказать про человека, что он «мрачный как туча». Это сравнение уже всем известно. Кто-то когда-то придумал его первым, а потом оно так всем понравилось, что стало привычным.
Конечно, порою можно использовать такие известные сравнения. Но гораздо увлекательнее придумывать новые, необычные, свои.

Метафоры

Некоторые сравнения обходятся без слов «как», «словно», «похоже на». Они просто изображают одно с помощью другого. Это называется метафора.
«Идёт дождь», «железная воля», «горящие глаза» — это всё известные метафоры. Мы даже не вспоминаем, что у дождя нет ног, что волю нельзя пощупать, что глаза — не дрова.
Когда пишешь что-то своё, можно использовать прежние метафоры, а можно и новые изобрести.

Звучные краски

Ещё одно живописное средство — звучание того, что мы сочинили. Это особенно важно для стихов, но и для прозы тоже.
Даже когда написанное читают молча, оно по-своему звучит в читателе. Разные звуки создают разное настроение. Так что стоит прислушиваться к тому, что пишешь, и развивать свой слух.

Образ – это наша картинка

С помощью тех разнообразных средств, о которых мы говорили, можно создать целый образ. Образ — это как раз нарисованная словами картина.
Образом может стать выразительный персонаж. Скажем, Баба-яга — образ вредной злой старухи. А Снежная королева — образ холодной красоты, равнодушной к человеческим чувствам.
Образом может стать изображённое нами событие, которому посвящен рассказ. Или переживание, которое выражено в стихотворении. Образ — это наша удача. Наша литературная добыча.
У писателя не меньше красок, чем у художника. Ими можно рисовать замечательные картины. Но все твои писательские краски помещаются на одной-единственной кисточке.

Это ручка, которой ты пишешь.

Можно попробовать:

— Написать рассказик, в котором не будет ни одного эпитета. А потом их туда вставить.
— Посмотреть вокруг и подумать: на что похоже вон то, на что похоже вот это. Может быть, с одного из таких сравнений начнётся твоё стихотворение.
— Найти в том, что ты написал, обычные эпитеты, сравнения и метафоры. И заменить их на другие, тобой придуманные.

Нужны ли советы автору?
На прощанье хочется сказать о некоторых важных вещах. О том, что можно делать, чтобы писать лучше.
Не знаю, нужны ли тебе эти советы. Может быть, ты придумаешь для себя свои правила. Более полезные для тебя, чем эти.
Можешь примерять мои советы к себе. Но вовсе не обязательно их принимать. И если у тебя появятся свои правила творчества, поделись ими со мной.

Полезные советы

Пиши каждый день

Каждый день, хотя бы понемногу. Не для того, чтобы написать побольше. А для того, чтобы не упустить день, когда пишется особенно удачно. И чтобы развивать свои способности.

Тренируй внимание

Внимание ко всему, что происходит вокруг. Замечай любопытные подробности. Собирай подходящие темы для своих произведений.

Не упускай вдохновение

Не  прозевай  его,   когда  оно  приходит. И учись помогать ему прийти.

He подставляй себе подножку

Никогда не говори себе (или другим о себе): «У меня нет времени», «У меня не получается», «Не знаю, о чём писать». Ищи время. Пробуй снова и снова. Если нет темы, пиши о том, что первое попадётся на глаза или придёт на ум.

Избегай повторений

Старайся не повторять одинаковые слова. А тем более целые выражения. Другое дело — если ты это специально задумал.

 
Узнавай то, о чём пишешь

Если пишешь о том, что тебе не очень знакомо, узнай побольше. Можно прочитать об этом. Можно расспросить того, кто знает.

Обдумывай

Если сейчас не получается сочинять, займись другой писательской работой. Обдумай то, о чём собираешься написать. Перечитай и улучши написанное раньше.

Изобретай

Придумывай свои способы сочинительства. Такие, которые нужны тебе.
Не раскрывай всё сразу.
Пиши так, чтобы читателю было интересно: что же будет дальше.
Ищи самые подходящие слова
Пользуйся не первыми попавшимися словами и выражениями. Ищи их специально для того, о чём пишешь.

Заканчивай начатое

Старайся непременно завершать то, что начал сочинять.

Отложи, а потом улучши

Когда написано до конца, отложи это на какое-то время. А потом перечитай и улучши всё, что сможешь.

Найди отзывчивого человека

Найди взрослого, которому доверяешь. Кто согласился бы прочитать твои произведения и высказать свои замечания о них.

Не бросай творчество

Не верь никому, кто будет говорить, что тебе писать не нужно. То, что можешь написать ты, никто другой не напишет.

Пиши!

Помни, что научиться писать можно только если пишешь. И пиши по-своему!

Послесловие для взрослых

Здесь я хочу поговорить с теми взрослыми, которые любят своего ребёнка и хотят помочь ему раскрыть свои способности. Об этом можно прочитать в моей книге «Домашний автор», но если она вам не попалась, я постараюсь сказать о самом важном.
Самое-самое важное вы наверняка уже знаете. Но всё-таки скажу:
Любите своего ребёнка!
А вот что из этого следует, если подумать о его творческой жизни:
— Относитесь к нему (независимо от возраста) как к свободной творческой личности, которой необходимо разгадать своё призвание и как можно лучше осуществить его.
— Помогайте ему (или ей) в творчестве. Если ему пока трудно писать — записывайте за ним. Сберегайте исписанные бумажки. Не дёргайте его, когда он что-то придумывает. Пусть он чувствует вашу поддержку.
— Радуйтесь его творчеству и цените его. Не бойтесь быть по-хорошему пристрастными. Не бойтесь хвалить. Ругатели и критики без вас найдутся.
— Защищайте его от тех, кто хочет упрекнуть, уязвить, развенчать. Аккуратно, тактично, но защищайте. Пусть говорят что угодно вам, лишь бы его оставили в покое.
— Предлагайте новые возможности. Выпускайте вместе домашнюю газету. Делайте самодельные книжки. Ставьте домашние спектакли. Устройте маленький кукольный театр. Поищите литературный кружок.
— Читайте ребёнку вслух, если ему это нравится. Любыми способами находите для этого время. Доставайте книги, которые могут его заинтересовать.
— Постарайтесь отыскать человека, который мог бы прочитать написанное, дать добрый творческий совет ребёнку.
— Если у вас есть доступ к Интернету, поищите там занимательные сайты, посвященные языку, литературе. Если найдёте что-то интересное, покажите ребёнку. Если вы сами сумеете сделать сайт для него, он сможет публиковать написанное и видеть реакцию читателей.
— Оберегайте ребёнка от ранней «раскрутки», от возбуждения тщеславия, от желания добиться особого признания своих литературных заслуг.
— Побуждайте, но никогда не принуждайте его к творчеству. Не говорите «надо» и «ты должен». Пусть он чувствует свою свободу.
— He склоняйте его к творчеству «на случай». К сочинению дежурных поздравительных стихотворений и тому подобного.
— Поощряйте его самобытность, оригинальность, поиск своих способов самовыражения. Спокойно относитесь к блужданиям на этом пути, но не бойтесь мягко высказать своё отношение к тому, что для вас неприемлемо.
— Не забудьте сами прочитать всю эту книгу, не только послесловие. Обсудите её с ребёнком, если он захочет. Поясните ему то, чего он не понял. А если что-то не поняли вы сами, срочно свяжитесь с автором и попросите у него пояснений. Я его знаю, он не откажет!..


Вернуться к странице Сказки Красивого Сердца

Запись опубликована в рубрике Методические материалы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий