Методическое письмо. Третий Международный конкурс детского творчества «Сказки Красивого Сердца»

Методические рекомендации
по проведению Региональных (муниципальных, окружных) туров
Третьего Международного конкурса детского творческого под эгидой ЮНЕСКО
«Сказки Красивого Сердца»

«Сказки Красивого Сердца» – это международный конкурс детских творческих работ позитивного содержания, отражающих идеалы добра и ненасилия.

«Сказки Красивого Сердца» – это международный  просветительский проект, в рамках которого приветствуется проведение образовательных мероприятий, мастер-классов, помогающих расширить познания участников в области тем,  отраженных в названии номинаций конкурса, развивающих творческие способности детей.

«Сказки Красивого Сердца» — это повод для объединения детей и педагогов разных стран, возможность продемонстрировать многообразие форм  реализации большого проекта, направленного на формирование и поддержку таких ценностей взаимоотношений между народами и людьми как ненасилие, толерантность, добро, красота, любовь и взаимоуважение друг к другу и миру в целом.

Конкурс проводится под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, поэтому работы, представленные на Конкурс, должны отвечать целям ЮНЕСКО. Рекомендуется в доступной форме ознакомить детей с деятельностью этой организации в мире и в России.

ЮНЕСКО — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основные цели, декларируемые организацией, — содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры.

На сайте ЮНЕСКО цели организации сформулированы следующим образом:

«ЮНЕСКО работает над созданием условий для диалога между цивилизациями, культурами и народами, основывающегося на уважении общих ценностей. Именно посредством этого диалога мир может придти к глобальному пониманию устойчивого развития.

Содействие культурному разнообразию  можно рассматривать как приоритет ЮНЕСКО в области культуры. Для того чтобы  культурное разнообразие было продуктивным, оно должно опираться на взаимный интерес людей друг к другу, принятие чужой культуры, на диалог и духовное взаимообогащение. Таковы краеугольные камни построения мира в умах и сердцах людей. Таким образом, именно человеческие взаимоотношения – залог богатства и разнообразия культур.

ЮНЕСКО выделяет четыре главных аспекта в процессе обучения «учиться, чтобы знать, учиться, чтобы уметь, учиться жить и учиться жить вместе».

В письменном приветствии участникам конкурса Ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Г.Э. Орджоникидзе сказал: «Цели конкурса всецело отвечают такой приоритетной деятельности ЮНЕСКО, как воспитание ценностных ориентиров, формирование нравственных понятий у детей уже с младшего возраста. Ребенок с рождения нацелен на идеал хорошего и доброго, крайне важно поддерживать этот посыл, уделяя больше внимания творческому воспитанию».

Требования к содержанию работ, указанные в Положении о конкурсе:

«Сказки Красивого Сердца» – это творческие работы (письменные, изобразительные или анимационные) определенной тематики , выполненные в разных жанрах . Творческие работы должны:

  • Отражать такие ценности, как любовь, дружба, ненасилие, миролюбие, уважение к другому, терпение, мужество, надежда, гармонии в мире и другие позитивные темы;
  • Иметь счастливый, оптимистический финал,  в котором  торжествует добро, красота, любовь, взаимопонимание;
  • Предлагать творческие и ненасильственные решения проблемных ситуаций;
  • Рассказывать о том, как добро и красота, стремление к миру и пониманию другого, терпение и мужество, вера в торжество любви и красоты, трепетное и заботливое отношение к окружающей нас природе и человеку преображают характер героя и мира в целом;
  • Напоминать о том, что мир природы, нас окружающей, хрупок и беззащитен,  и мы в ответе за нашу прекрасную планету и всех живых существ, ее населяющих.

При оценивании письменных творческих работ учитываются следующие критерии:

1. Соответствие работы тематике Конкурса
2. Полнота и глубина раскрытия выбранной темы.
3. Оригинальность сюжета и авторской позиции;
4. Богатство воображения и творческий подход автора в раскрытии темы.
5. Уровень владения литературным языком (для письменных работ);
6. Цельность композиционного оформления творческой идеи.
7. Соответствие работы выбранному жанру (сказка, эссе, очерк, легенда, притча, фантастический рассказ) для письменных работ.

    Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе — это размышление над какой-нибудь проблемой.

    Особенности:

    • на первом плане эссе — личность автора; его мысли, чувства, отношения к миру;
    • во вступлении фокусируется внимание на проблематике эссе, ставятся ключевые вопросы, подчеркивается актуальность проблемы;
    • основное содержание представляет собой обоснование точки зрения автора на определенную  проблему и поиск решения;
    • для этого используются теоретические доказательства и практические примеры, параллели, аналогии, ассоциации;
    • стиль эссе отличается образностью, афористичностью;
    • эссе завершается кратким заключением.

    Очерк – одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира.

    Особенности:

    • очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни;
    • в нем описываются реальные факты, события , люди;
    • высказывается авторская позиция, излагается его точка зрения автора на происходящее, его мнение, оценка;
    • художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры типизируются;
    • в очерк могут быть включены статистические данные, документы, цитаты, хроникально-информационные вставки, интервью, лирические отступления и т. д., отражающие определенную точку зрения на предмет описания и освещающие его с разных сторон; очень важно, чтобы все ситуации, факты, события, ассоциации представляли единое целое, подчинялись единой цели – разработке избранной темы.

    Легенда – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.

    Особенности:

    • повествование ведется о прошлом. Легенда нередко начинается словами «Давно было…», «Когда-то…», «Дело было в старину»;
    • легенда рассказывает об одном событии, которому приписывается достоверность, В основе легенды, как правило, может лежать вполне реальный факт, однако цепь событий и действий персонажей легенд явно вымышлены;
    • легенда привязывается не только к определенной личности (личностям), но и к конкретному месту, местности, событию, явлению. Почти всегда главный факт, на который опирается легенда, представляет собой некую не разгаданную тайну;
    • важным элементом сюжета в легендах  является  чудесное или чудо, совершаемое лицами, обладающими особыми (чудесными, волшебными) способностями;
    • цели легенды: объяснение непонятного; прославление возможностей человека; предостережение и назидание.

    Притча – небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее поучение в иносказательной (аллегорической) форме, объясняющей на основе иносказания какую-либо сложную философскую, социальную или этическую проблему на простых жизненных примерах.

    Особенности жанра:

    • в притче говорится о вечных ситуациях, в которых оказываются люди, о вечных проявлениях добра;
    • притча в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности;
    • притча  содержит философские раздумья над основными вопросами бытия: жизнью и смертью, дружбой и любовью, правдой и ложью;
    • притча несет в себе глубокий смысл, но прямое поучение, наставление в ней отсутствует;
    • повествование носит аллегорический характер; ведется в иносказательной форме; символично;
    • притча не дает готового ответа, предлагает читателю его найти;
    • время и место действия неконкретны, предельно обобщены ;
      притчу отличает предельная краткость изложения.

    Г. Гегель писал: «Притча … берет события из сферы обычной жизни, но придает им высший и более всеобщий смысл, ставя своей целью сделать понятным и наглядным этот смысл».

    Фантастический рассказ:

    • малое количество действующих лиц и небольшое содержание, зачастую имеющее лишь одну сюжетную линию;
    • присутствие элементов фантастичности в ситуации, развитии событий, действующих лицах и т. д.;
    • ориентация на воображение для создания яркого, интересного и необычного мира и персонажей;
    • динамизм повествования, занимательность;
    • создание художественной картины  будущего человечества, общества, цивилизации ориентация на раскрытие процесса эволюции человеческой психологии в мире будущего, изображение нового общества и господствующих там отношений, раскрытие неведомых, огромных потенциальных возможностей жизни во всех ее проявлениях;
    • фантастический рассказ помогает понять и решить проблемы настоящего, опирается на современные научные идеи, социальные, психологические законы.

    Письменные творческие работы должны быть выполнены в электронном виде и соответствовать следующим требованиям:

    • Шрифт – Times New Roman, 12 кегль, интервал полуторный, объем работы 600–1200 слов.
    • Регистрационная анкета с обязательным указанием контактов (телефон, электронная почта, почтовый адрес с индексом).
    • Письменное согласие автора на разрешение публикации работы.
    • Письменное согласие на предоставление и использование  персональных данных.

    Все присланные работы проверяются на плагиат. В случае обнаружения плагиата (полного или частичного) работа не рассматривается жюри и участник снимается с конкурса. Руководителям региональных и окружных туров рекомендуется при рассмотрении письменных работ использовать компьютерную программу «Антиплагиат».

    В рамках конкурса рекомендуется провести познавательные и просветительские мероприятия в разных формах (открытые уроки, мастер-классы, беседы, дискуссии, читательские конференции, пресс-конференции, выпуск устных журналов и газет, проведение радио и телевизионных передач, классные часы и т.д.) по темам номинаций Конкурса.

    Оргкомитет принимает сценарии программ и краткие отчеты о проведенных мероприятиях с фотографиями. Лучшие материалы будут опубликованы на сайте и отмечены грамотами.

    Порядок предоставление статистических сведений

    Организаторы региональных и окружных туров предоставляют на заключительный тур наряду с творческими работами по всем номинациям следующие сведения в электронном виде:

    1. Статистические данные по участию детей в конкурсе, начиная с первого тура по установленной форме. Приложение № 1.
    2. Статистические данные о проведенных просветительских (образовательных) мероприятиях. Приложение № 2
    3. Список претендентов на участие в заключительном туре. Приложение № 3.

    Приложение № 1

    Статистические данные об участии во II Международном детском творческом конкурсе под эгидой ЮНЕСКО «Сказки Красивого сердца»

    Регион (страна, субъект РФ, город, округ)

    № п/п Название номинации Количество участников
    Региональный 

    (окружной)

    Заключительный Всего в 1 и 2 турах
    1. Конкурс письменных работ (общее число участников). 

    Из них:

    1.1. Сказка
    1.2. Эссе
    1.3. Очерк
    1.4. Легенда
    1.5. Притча
    1.6. Фантастический рассказ
    2. Конкурс изобразительных работ
    3. Конкурс анимационных фильмов
    4. Экологический конкурс
    Всего участвовало по Конкурсу в разных номинациях

     

    Исполнитель: ФИО полностью, должность, место работы, контакты (электронная почта, телефон, почтовый адрес)

    Подпись  исполнителя

    Приложение № 2

    Статистические данные о проведенных просветительских (образовательных) мероприятиях

    № п/п Название мероприятия Место проведения (образовательное учреждение, класс (ы), место проведение (населенный пункт), контакты: почтовый или электронный адрес Количество участников
    Региональный 

    (окружной)

    Формы работы (перечислить)
    дети педагоги
    1. На круглой планете есть место всем на свете
    2. Народные идеалы мироустройства, выраженные в  словесном творчестве
    3. Экология нашего большого дома
    4. Живет ли на свете Синяя птица или есть на планете место для Мечты и Счастья
    Всего приняло участие в просветительских мероприятиях:
    Детей:
    Педагогов

     

    Исполнитель:  ФИО полностью, должность, место работы, контакты (электронная почта, телефон, почтовый адрес)

    Подпись  исполнителя

    Приложение № 3

    Список претендентов на участие в заключительном туре

    Регион (страна, субъект РФ, город, округ)

    № п/п Название номинации Общее число по номинации Участники, претендующие на участие в заключительном туре
    ФИО (полностью) Возраст, класс, образовательное учреждение Контакты (электронный или почтовый адрес)
    1. Конкурс письменных работ (общее число участников). 

    Из них:

    1.1. Сказка
    1.2. Эссе
    1.3. Очерк
    1.4. Легенда
    1.5. Притча
    1.6. Фантастический рассказ
    2. Конкурс изобразительных работ
    3. Конкурс анимационных фильмов
    4. Экологический конкурс
    Всего  претендует на участие в заключительном туре  в разных номинациях  от региона

    Исполнитель: ФИО полностью, должность, место работы, контакты (электронная почта, телефон, почтовый адрес)

    Подпись  исполнителя


    Вернуться к странице Сказки Красивого Сердца

    Запись опубликована в рубрике Методические материалы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

    Добавить комментарий