Методические рекомендации
по проведению Региональных (муниципальных, окружных) туров
Третьего Международного конкурса детского творческого под эгидой ЮНЕСКО
«Сказки Красивого Сердца»
«Сказки Красивого Сердца» – это международный конкурс детских творческих работ позитивного содержания, отражающих идеалы добра и ненасилия.
«Сказки Красивого Сердца» – это международный просветительский проект, в рамках которого приветствуется проведение образовательных мероприятий, мастер-классов, помогающих расширить познания участников в области тем, отраженных в названии номинаций конкурса, развивающих творческие способности детей.
«Сказки Красивого Сердца» — это повод для объединения детей и педагогов разных стран, возможность продемонстрировать многообразие форм реализации большого проекта, направленного на формирование и поддержку таких ценностей взаимоотношений между народами и людьми как ненасилие, толерантность, добро, красота, любовь и взаимоуважение друг к другу и миру в целом.
Конкурс проводится под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, поэтому работы, представленные на Конкурс, должны отвечать целям ЮНЕСКО. Рекомендуется в доступной форме ознакомить детей с деятельностью этой организации в мире и в России.
ЮНЕСКО — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основные цели, декларируемые организацией, — содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры.
На сайте ЮНЕСКО цели организации сформулированы следующим образом:
«ЮНЕСКО работает над созданием условий для диалога между цивилизациями, культурами и народами, основывающегося на уважении общих ценностей. Именно посредством этого диалога мир может придти к глобальному пониманию устойчивого развития.
Содействие культурному разнообразию можно рассматривать как приоритет ЮНЕСКО в области культуры. Для того чтобы культурное разнообразие было продуктивным, оно должно опираться на взаимный интерес людей друг к другу, принятие чужой культуры, на диалог и духовное взаимообогащение. Таковы краеугольные камни построения мира в умах и сердцах людей. Таким образом, именно человеческие взаимоотношения – залог богатства и разнообразия культур.
ЮНЕСКО выделяет четыре главных аспекта в процессе обучения «учиться, чтобы знать, учиться, чтобы уметь, учиться жить и учиться жить вместе».
В письменном приветствии участникам конкурса Ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Г.Э. Орджоникидзе сказал: «Цели конкурса всецело отвечают такой приоритетной деятельности ЮНЕСКО, как воспитание ценностных ориентиров, формирование нравственных понятий у детей уже с младшего возраста. Ребенок с рождения нацелен на идеал хорошего и доброго, крайне важно поддерживать этот посыл, уделяя больше внимания творческому воспитанию».
Требования к содержанию работ, указанные в Положении о конкурсе:
«Сказки Красивого Сердца» – это творческие работы (письменные, изобразительные или анимационные) определенной тематики , выполненные в разных жанрах . Творческие работы должны:
- Отражать такие ценности, как любовь, дружба, ненасилие, миролюбие, уважение к другому, терпение, мужество, надежда, гармонии в мире и другие позитивные темы;
- Иметь счастливый, оптимистический финал, в котором торжествует добро, красота, любовь, взаимопонимание;
- Предлагать творческие и ненасильственные решения проблемных ситуаций;
- Рассказывать о том, как добро и красота, стремление к миру и пониманию другого, терпение и мужество, вера в торжество любви и красоты, трепетное и заботливое отношение к окружающей нас природе и человеку преображают характер героя и мира в целом;
- Напоминать о том, что мир природы, нас окружающей, хрупок и беззащитен, и мы в ответе за нашу прекрасную планету и всех живых существ, ее населяющих.
При оценивании письменных творческих работ учитываются следующие критерии:
1. Соответствие работы тематике Конкурса
2. Полнота и глубина раскрытия выбранной темы.
3. Оригинальность сюжета и авторской позиции;
4. Богатство воображения и творческий подход автора в раскрытии темы.
5. Уровень владения литературным языком (для письменных работ);
6. Цельность композиционного оформления творческой идеи.
7. Соответствие работы выбранному жанру (сказка, эссе, очерк, легенда, притча, фантастический рассказ) для письменных работ.
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе — это размышление над какой-нибудь проблемой.
Особенности:
- на первом плане эссе — личность автора; его мысли, чувства, отношения к миру;
- во вступлении фокусируется внимание на проблематике эссе, ставятся ключевые вопросы, подчеркивается актуальность проблемы;
- основное содержание представляет собой обоснование точки зрения автора на определенную проблему и поиск решения;
- для этого используются теоретические доказательства и практические примеры, параллели, аналогии, ассоциации;
- стиль эссе отличается образностью, афористичностью;
- эссе завершается кратким заключением.
Очерк – одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира.
Особенности:
- очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни;
- в нем описываются реальные факты, события , люди;
- высказывается авторская позиция, излагается его точка зрения автора на происходящее, его мнение, оценка;
- художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры типизируются;
- в очерк могут быть включены статистические данные, документы, цитаты, хроникально-информационные вставки, интервью, лирические отступления и т. д., отражающие определенную точку зрения на предмет описания и освещающие его с разных сторон; очень важно, чтобы все ситуации, факты, события, ассоциации представляли единое целое, подчинялись единой цели – разработке избранной темы.
Легенда – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.
Особенности:
- повествование ведется о прошлом. Легенда нередко начинается словами «Давно было…», «Когда-то…», «Дело было в старину»;
- легенда рассказывает об одном событии, которому приписывается достоверность, В основе легенды, как правило, может лежать вполне реальный факт, однако цепь событий и действий персонажей легенд явно вымышлены;
- легенда привязывается не только к определенной личности (личностям), но и к конкретному месту, местности, событию, явлению. Почти всегда главный факт, на который опирается легенда, представляет собой некую не разгаданную тайну;
- важным элементом сюжета в легендах является чудесное или чудо, совершаемое лицами, обладающими особыми (чудесными, волшебными) способностями;
- цели легенды: объяснение непонятного; прославление возможностей человека; предостережение и назидание.
Притча – небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее поучение в иносказательной (аллегорической) форме, объясняющей на основе иносказания какую-либо сложную философскую, социальную или этическую проблему на простых жизненных примерах.
Особенности жанра:
- в притче говорится о вечных ситуациях, в которых оказываются люди, о вечных проявлениях добра;
- притча в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности;
- притча содержит философские раздумья над основными вопросами бытия: жизнью и смертью, дружбой и любовью, правдой и ложью;
- притча несет в себе глубокий смысл, но прямое поучение, наставление в ней отсутствует;
- повествование носит аллегорический характер; ведется в иносказательной форме; символично;
- притча не дает готового ответа, предлагает читателю его найти;
- время и место действия неконкретны, предельно обобщены ;
притчу отличает предельная краткость изложения.
Г. Гегель писал: «Притча … берет события из сферы обычной жизни, но придает им высший и более всеобщий смысл, ставя своей целью сделать понятным и наглядным этот смысл».
Фантастический рассказ:
- малое количество действующих лиц и небольшое содержание, зачастую имеющее лишь одну сюжетную линию;
- присутствие элементов фантастичности в ситуации, развитии событий, действующих лицах и т. д.;
- ориентация на воображение для создания яркого, интересного и необычного мира и персонажей;
- динамизм повествования, занимательность;
- создание художественной картины будущего человечества, общества, цивилизации ориентация на раскрытие процесса эволюции человеческой психологии в мире будущего, изображение нового общества и господствующих там отношений, раскрытие неведомых, огромных потенциальных возможностей жизни во всех ее проявлениях;
- фантастический рассказ помогает понять и решить проблемы настоящего, опирается на современные научные идеи, социальные, психологические законы.
Письменные творческие работы должны быть выполнены в электронном виде и соответствовать следующим требованиям:
- Шрифт – Times New Roman, 12 кегль, интервал полуторный, объем работы 600–1200 слов.
- Регистрационная анкета с обязательным указанием контактов (телефон, электронная почта, почтовый адрес с индексом).
- Письменное согласие автора на разрешение публикации работы.
- Письменное согласие на предоставление и использование персональных данных.
Все присланные работы проверяются на плагиат. В случае обнаружения плагиата (полного или частичного) работа не рассматривается жюри и участник снимается с конкурса. Руководителям региональных и окружных туров рекомендуется при рассмотрении письменных работ использовать компьютерную программу «Антиплагиат».
В рамках конкурса рекомендуется провести познавательные и просветительские мероприятия в разных формах (открытые уроки, мастер-классы, беседы, дискуссии, читательские конференции, пресс-конференции, выпуск устных журналов и газет, проведение радио и телевизионных передач, классные часы и т.д.) по темам номинаций Конкурса.
Оргкомитет принимает сценарии программ и краткие отчеты о проведенных мероприятиях с фотографиями. Лучшие материалы будут опубликованы на сайте и отмечены грамотами.
Порядок предоставление статистических сведений
Организаторы региональных и окружных туров предоставляют на заключительный тур наряду с творческими работами по всем номинациям следующие сведения в электронном виде:
- Статистические данные по участию детей в конкурсе, начиная с первого тура по установленной форме. Приложение № 1.
- Статистические данные о проведенных просветительских (образовательных) мероприятиях. Приложение № 2
- Список претендентов на участие в заключительном туре. Приложение № 3.
Приложение № 1
Статистические данные об участии во II Международном детском творческом конкурсе под эгидой ЮНЕСКО «Сказки Красивого сердца»
Регион (страна, субъект РФ, город, округ)
№ п/п | Название номинации | Количество участников | ||
Региональный
(окружной) |
Заключительный | Всего в 1 и 2 турах | ||
1. | Конкурс письменных работ (общее число участников).
Из них: |
|||
1.1. | Сказка | |||
1.2. | Эссе | |||
1.3. | Очерк | |||
1.4. | Легенда | |||
1.5. | Притча | |||
1.6. | Фантастический рассказ | |||
2. | Конкурс изобразительных работ | |||
3. | Конкурс анимационных фильмов | |||
4. | Экологический конкурс | |||
Всего участвовало по Конкурсу в разных номинациях |
Исполнитель: ФИО полностью, должность, место работы, контакты (электронная почта, телефон, почтовый адрес)
Подпись исполнителя
Приложение № 2
Статистические данные о проведенных просветительских (образовательных) мероприятиях
№ п/п | Название мероприятия | Место проведения (образовательное учреждение, класс (ы), место проведение (населенный пункт), контакты: почтовый или электронный адрес | Количество участников | ||
Региональный
(окружной) |
Формы работы (перечислить) | ||||
дети | педагоги | ||||
1. | На круглой планете есть место всем на свете | ||||
2. | Народные идеалы мироустройства, выраженные в словесном творчестве | ||||
3. | Экология нашего большого дома | ||||
4. | Живет ли на свете Синяя птица или есть на планете место для Мечты и Счастья | ||||
Всего приняло участие в просветительских мероприятиях: | |||||
Детей: | |||||
Педагогов | |||||
Исполнитель: ФИО полностью, должность, место работы, контакты (электронная почта, телефон, почтовый адрес)
Подпись исполнителя
Приложение № 3
Список претендентов на участие в заключительном туре
Регион (страна, субъект РФ, город, округ)
№ п/п | Название номинации | Общее число по номинации | Участники, претендующие на участие в заключительном туре | ||
ФИО (полностью) | Возраст, класс, образовательное учреждение | Контакты (электронный или почтовый адрес) | |||
1. | Конкурс письменных работ (общее число участников).
Из них: |
||||
1.1. | Сказка | ||||
1.2. | Эссе | ||||
1.3. | Очерк | ||||
1.4. | Легенда | ||||
1.5. | Притча | ||||
1.6. | Фантастический рассказ | ||||
2. | Конкурс изобразительных работ | ||||
3. | Конкурс анимационных фильмов | ||||
4. | Экологический конкурс | ||||
Всего претендует на участие в заключительном туре в разных номинациях от региона |
Исполнитель: ФИО полностью, должность, место работы, контакты (электронная почта, телефон, почтовый адрес)
Подпись исполнителя
Вернуться к странице Сказки Красивого Сердца